Персональная страница воспитателя МБДОУ детский сад №9 г.Нижний Ломов Степановой Людмилы Николаевны

Круглый стол на тему: «Игра-ведущий вид деятельности дошкольника»

«Игра-ведущий вид деятельности»

 (круглый стол)

Задачи:

1. Познакомить с этапами игровой деятельности дошкольника.

2.Дать представление о значениях  и видах игры .

Цель:

 

 Способствовать эффективному применению образовательных и воспитательных действий, направленных на совместную деятельность взрослого и ребенка в игре.

ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ КРУГЛОГО СТОЛА

 Информационная часть:

1. Роль игры в жизни ребенка.

2. Виды игр.

3.Этапы развития игровой деятельности.

4.Советы психолога.

 Практическая часть:

1. Презентация.

3. Рекомендации «Как надо вести себя родителям с ребенком, который играет».

 Обсуждение, подведение итогов.

Что дети любят больше всего, когда остаются одни? Конечно, играть! В разные игры, с разными партнерами, с фантастическими и разнообразными атрибутами.

Игра — это особый вид деятельности. В чем сила этой деятельности? Почему она так манит к себе и отдельных детей, и группы, и большие детские образования? На эти вопросы нам и предстоит найти ответы в предлагаемых ниже рассуждениях.

До школы у ребенка игровая деятельность считается ведущей. Да и в начальной школе еще долго учебная деятельность совмещается с игрой.

Значение игры для ребенка дошкольного возраста

Игра обладает мощными развивающими характеристиками. Она влияет на развитие всех познавательных процессов: мышления, внимания, памяти и, конечно же, воображения.

Игра организует чувства ребенка и влияет на его поступки. В игре воспроизводятся нормы жизни в обществе, правила поведения, моделируются ситуации, близкие к жизненному опыту ребенка.

С эмоциональной точки зрения технология игры феноменальна и не похожа на другие воспитательные технологии. Она предлагает детям удовольствие, разнообразные развлечения и одновременно с этим формирует необходимые для жизни в обществе модели нравственного поведения.

. Овладевая знаниями, полученными в ходе игры, ребенок приобщается к культуре страны, в которой живет и культуре мира.

Игра помогает ребенку усвоить общественный опыт и превратить его в достояние личности. Кроме того, в игре ребенок активно общается со сверстниками. Это значительно расширяет его умения общения.

Именно в игре развивается воля ребенка, поскольку ребенок, овладевая в ходе игро­вой деятельности каким-либо новым для него способом действий, учится преодолевать трудности.

В ходе игры развивается умственная деятельность ребенка. Ведь игра требует решения новых, постоянно усложняющихся задач. Ребенок, следуя правилам игры, должен быстро сообразить, какого поступка ждут от него участники игры. Причем он понимает, что его действия должны удовлетворить остальных участников игры.

Игра – вид непродуктивной деятельности человека, где мотив лежит не в ее результате, а в самом процессе; игра – вид неутилитарной деятельности человека, связанной с процессом свободного проявления духовных и физических сил; игра – это занятие «понарошку», не только развивает необходимую для будущих серьезных дел сноровку, но и делает зримыми варианты возможного будущего, помогает сформировать комплекс представлений о себе в будущем; игра – форма деятельности в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта, зафиксированного в социально закрепленных способах осуществления предметных действий, в предметах культуры и науки.

Это единственная деятельность, которая позволяет смоделировать жизнь взрослых и действовать в ней. В.С.Мухина Главная потребность дошкольника – быть членом взрослого общества, жить и чувствовать себя вместе с взрослыми. Но реально включиться во взрослую жизнь современный дошкольник, конечно, не может в силу сложности этой жизни и своих ограниченных возможностей. В этом и заключается противоречие социальной ситуации ребенка-дошкольника. Единственной деятельностью, которая позволяет разрешить это противоречие, является игра. Е.О. Смирнова Игра- «социальная деятельность» Т.Репина; Форма усвоения «общественного опыта» Р.И. Жуковская; «исторически возникший вид деятельности детей, в котором воссоздаются социальные отношения между людьми, вне условий унитарной деятельности человека» Д. Б. Эльконин; «именно в игре у ребенка возникают новые отношения с социальной средой, новый тип знаний и способы их получения» А.Н.Леонтьев; Происходят главнейшие изменения в психики ребенка появляются важнейшие новообразования Л. С. Выготский; В играх формируется принятие своего имени, принятие своих качеств, своих прав и обязанностей С.А.Шмаков В игре наиболее интенсивно формируются все психические качества и особенности личности ребенка. Игровая деятельность влияет на формирование произвольности поведения и всех психических процессов – от элементарных до самых сложных. Выполняя игровую роль, ребенок подчиняет этой задаче все свои сиюминутные, импульсивные действия. Дети лучше сосредотачиваются и больше запоминают в условиях игры, чем по прямому заданию взрослого. Сознательная цель – сосредоточиться, запомнить что-то, сдержать импульсивное движение – раньше и легче всего выделяется ребенком в игре. Игра оказывает сильное влияние на умственное развитие дошкольника. Действуя с предметами- заместителями, ребенок начинает оперировать в мыслимом, условном пространстве. Предмет- заместитель становится опорой для мышления. Постепенно игровые действия сокращаются, и ребенок начинает действовать во внутреннем, умственном плане. Таким образом, игра способствует тому, что ребенок переходит к мышлению в плане образов и представлений. Кроме того, в игре, выполняя различные роли, ребенок становится на разные точки зрения и начинает видеть предмет с разных сторон. Это способствует развитию важнейшей мыслительной способности человека, позволяющей представить другой взгляд и другую точку зрения. Ролевая игра имеет решающее значение для развития воображения. Игровые действия происходит мнимой, воображаемой ситуации; реальные предметы используются в качестве других, воображаемых; ребенок берет на себя роли воображаемых персонажей. Такая практика действия в воображаемом пространстве способствует тому, что дети приобретают способность к творчеству.

Общение дошкольника со сверстниками разворачивается главным образом в процессе совместной игры. Играя вместе, дети начинают учитывать желания и действия другого, отстаивать свою точку зрения, строить и реализовывать совместные планы. Поэтому игра оказывает огромное влияние на развитие общения детей в этот период. В игре складываются другие виды деятельности ребенка, которые потом приобретают самостоятельное значение. Так, продуктивные виды деятельности (рисование, конструирование) первоначально тесно слиты с игрой. Рисуя, ребенок разыгрывает тот или иной сюжет. Стройка из кубиков вплетается в ход игры. Только к старшему дошкольному возрасту результат продуктивной деятельности приобретает самостоятельное значение, и она освобождается от игры. Огромное значение игры для развития всех психических процессов и личности ребенка в целом дает основание считать, что именно эта деятельность является в дошкольном возрасте ведущей. Ребенок получает удовольствие в игре, но игра и «школа воли» т.к имеет много ограничений; Игра- «школа морали», чтобы хорошо играть, ребенок должен подчиняться правилам; Ребенку нравиться использовать игрушки-заместители, но редкий дошкольник откажется от натуральной игрушки; В игре дети отражают реальную действительность через игровые действия; Игра- деятельность творческая и самодеятельная, но предполагает руководство со стороны взрослых.

В игре ребенок учится полноценному общению со сверстниками. Учиться подчинять свои импульсивные желания правилам игры. Появляется соподчинение мотивов - "хочу" начинает подчинятся "нельзя" или "надо". В игре интенсивно развиваются все психические процессы, формируются первые нравственные чувства (что плохо, а что хорошо). Формируются новые мотивы и потребности (соревновательные, игровые мотивы, потребность в самостоятельности). В игре зарождаются новые виды продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация). В игре ребенок приобретает новые и уточняет уже имеющиеся у него знания, активизирует словарь, развивает любознательность, пытливость, а также нравственные качества: волю, смелость, выдержку, умение уступать. У него формируются начала коллективизма. Ребенок в игре изображает то, что видел, пережил, он осваивает опыт человеческой деятельности. В игре воспитывается отношение к людям, к жизни, позитивный настрой игр помогает сохранить бодрое настроение.

Этапы развития игровой деятельности.

Первым этапом развития игровой деятельности является Ознакомительная игра. Её содержание составляют действия манипуляции, осуществляемые в процессе обследования предмета. Следующий этап игровой деятельности получил название Отобразительной игры, в которой отдельные предметно специфические операции переходят в ранг действии, направленных на выявление специфических свойств предмета и на достижение с помощью данного предмета определённого эффекта. Это кульминационный момент развития психологического содержание игры в раннем детстве. Именно он создаёт необходимую почву для формирования у ребёнка соответствующей предметной деятельности. На рубеже первого и второго годов жизни ребёнка развитие игры и предметной деятельности смыкается и одновременно расходится. Теперь же различия начинают проявляться и в способах действий наступает следующий этап в развитии игры: она становится сюжетно- отобразительной. Меняется и ее психологическое содержание: действия ребенка, оставаясь предметно опосредованными, имитируют в условной форме использование предмета по назначению. Так постепенно заражаются предпосылки сюжетно-ролевой игры. На данном этапе развития игры слово и дело смыкаются, а ролевое поведение становится моделью осмысленных детьми отношений между людьми. Наступает этап собственно ролевой игры, в которой играющие моделируют знакомые им трудовые и общественные отношения людей.

Виды игр.

Условно выделяются несколько классов игр: творческие (игры по инициативе детей); дидактические (игры по инициативе взрослых с готовыми правилами); народные (созданные народом) Творческие игры: сюжетно - ролевые (с элементами труда, с элементами художественно-творческой деятельностью). театрализованные (режиссерские, игры – драматизации) конструкторские По содержанию и ведению игры с правилами делятся на две группы: дидактические и подвижные. Дидактические игры: игры с предметами; настольно-печатные игры; словесные игры. Подвижные игры: сюжетные игры несюжетные игры (игровые упражнения) Народные игры: (индивидуальные, коллективные, сюжетные, бытовые, сезонно – обрядовые, театрализованные игры, игры – ловишки, игры забавы, игры – аттракционы).

«Лишение ребёнка игровой практики – это лишение его не просто детскости, это лишение его главного источника развития: импульсов творчества, одухотворения осваиваемого опыта жизни, признаков и примет социальной практики, богатства и микроклимата коллективных отношений, индивидуального самопогружения, активизации процесса познания мира».

21 февраля 2022 в 09:42

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.